?

Log in

No account? Create an account
пауза

saturdayjam


Субботний джем

музыкальный блог


Previous Entry Share Flag Next Entry
Необычные микрофоны
бекар
saturdayjam


В прошлом посте я обещал рассказать о некоторых необычных типах микрофонов и подробнее рассказать о характеристиках микрофонов. Сегодня поговорим о необычных микрофонах:

Лазерный микрофон


Очень любопытная штуковина. Такие микрофоны применяются достаточно давно, причем в основном разведкой (да-да, КГБшный гаджет:). Как он работает:


Лазер испускает луч, падающий на стекло в окне, за которым проводятся некие секретные переговоры (либо на стену, но со стеной такой микрофон не очень хорошо работает). Стекло вибрирует от акустических волн, создаваемых переговорщиками, и луч, отразившись от стекла, возвращается в приемник. Естественно, в силу вибрации, падающий луч и отраженный различны, отраженный луч периодически чуть запаздывает и опережает исходный (в зависимости от фазы и амплитуды колебаний стекла). Затем сигнал с приемника обрабатывается и преобразуется в звук. Естественно, используются инфракрасные лазеры, а не лазеры, излучающие в видимом диапазоне (красная точка на стекле наверняка насторожит переговорщиков:).
Такие микрофоны в студийной звукозаписи не используются, думаю, понятно - почему).

Пьезоэлектрический микрофон


Гитаристы наверняка опознали картинку – да, это пьезоэлектрический звукосниматель, что, впрочем, то же самое, что и пьезоэлектрический микрофон. Как он работает:


Акустические волны заставляют колебаться тонкую пластинку (диафрагму), соединенную с пьезоэлектрическим кристаллом. У такого кристалла имеется любопытное свойство: он поляризуется под воздействием давления (картинка справа наглядно раскрывает суть эффекта). Такие колебания напряжения, возникшие в результате периодического сжатия кристалла, и позволяют получать полезный сигнал с микрофона.

Пьезоэлектрические микрофоны обладают довольно плохой чувствительностью, поэтому их необходимо размещать как можно ближе к источнику звука, в идеале – вплотную. И поэтому, а также в силу своих маленьких размеров, они часто используются для снятия звука прямо с корпуса музыкального инструмента. Из-за сильно неровной АЧХ пьезоэлектрические звукосниматели редко используются в качестве основного источника звукового сигнала, чаще такие микрофоны используются для «подкрашивания» сигнала, снятого с динамического или конденсаторного микрофона.

Оптический микрофон


Относительно новая разработка, пока еще не получившая должного распространения. В чем суть:


Луч света от лазерного источника направляется по оптоволокну и освещает мембрану микрофона. При колебаниях мембраны световой поток модулируется (по интенсивности) и идет по второму оптоволокну на фотодиод, который преобразует сигнал в переменный ток (на рисунке, кстати, изображен метод контроля бокового смещения светового пятна, сейчас такой метод более перспективен). При таком принципе не используется преобразование колебаний мембраны непосредственно в электрический сигнал как в обычных микрофонах.
Оптические микрофоны в основном используются в промышленности и медицине, хотя, я думаю, и в звукозаписи они еще свое слово скажут, ведь инерция мембраны ничтожна, поэтому точность передачи звука высочайшая, АЧХ такого микрофона на диво ровная, и диапазон поражает шириной (шутка ли, от 0,5 Гц начинается, такого ни один из предыдущих типов микрофонов не передаст).



Итак, с типами микрофонов разобрались, в следующих статьях начнем, наконец-то, ими пользоваться) До следующего вторника!


  • 1
Познавательно! Спасибо ))

Стараемся) спасибо, что читаете

Мне всегда нравились микрофоны с сеточкой. Даже не знаю почему.

Всё-таки кто-то запатентовал идею с оптическим микрофоном! В своё время, лет 12 назад, я предложил эту идею компании Mackie. Но дальше разработок дела у них не пошли.

Сейчас я жду когда кто-нибудь предложит следующий шаг - отказаться от мембраны в микрофоне вообще. Проще всего светить лазером под острым углом на поверхность жидкого кристала. А дальше снимать изменение проводимости кристала во времени - они идеально отражает изменение плотности воздуха - читай, колебаний воздуха, тоесть, звука. В основу положен принцип изменения коэфицента переломления света в зависимости от плотности воздуха.
Достоиства: отсутсвие любых подвижных частей, прямое преобразование звуковых волн в цифровой сигнал, огромные частотный и динамический диапазоны, низкие искажения.
Недостатки: зависимость от состава воздуха (грязь, влажность и тд), "текучесть" рабочего тела, темпиратурная зависимость и так дале.

В любом случае, рекомендую - хорошая вещь.

  • 1