?

Log in

No account? Create an account
пауза

saturdayjam


Субботний джем

музыкальный блог


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как это работает: микрофоны на практике
эротика
saturdayjam


Это последний пост о микрофонах, зато наиболее полезный, на мой взгляд. Сегодня мы поговорим о том, как же микрофонами пользоваться. Кому интересно — добро пожаловать под кат. Для всех остальных делаем анонс: завтра с утра будет продолжение статьи про Стинга.

Итак, допустим, у вас есть парочка (а то и больше) хороших микрофонов и качественный музыкальный инструмент. Казалось бы, хорошая запись практически в кармане, вот только результат почему-то совсем не такой, какой можно услышать в коммерческих записях, как бы вы не трудились над обработкой. В чем же дело?
Дело в том, что в настоящее время принято для каждого инструмента использовать свою конфигурацию микрофонов - их тип, количество, и, самое главное, свои принципы позиционирования. Вот об этом и поговорим, рассматривая конфигурацию на примере самых распространенных инструментов.

Акустическая гитара

Точек для записи звука у акустической гитары несколько, как и способов позиционирования микрофонов для записи. Рассмотрим основные:

Разнесенная пара (Spaced Pair) — вариант 1

Как видно из иллюстрации, два микрофона располагаются примерно напротив 12-го лада и бриджа на одинаковой высоте. Для такого типа расстановки существует правило "Три к одному" - расстояние между микрофонами должно быть в три раза больше, чем расстояние от микрофона до инструмента.

Разнесенная пара (Spaced Pair) — вариант 2

Похожее расположение, но в этом случае микрофоны находятся на разных высотах - микрофон, направленный на бридж, находится примерно на уровне уха гитариста прямо над плечом. Такое расположение дает более "открытый" звук, но в то же время более "тонкий".

Совпадающая пара (Coincident Pair, X-Y)

В этом случае микрофоны располагаются практически вплотную своими капсюлями, а их концы образуют угол в 90 градусов (или даже больше). Такая пара располагается на расстоянии в полметра-метр от двенадцатого лада. В отличие от предыдущих способов, стереопанорама в записи получается довольно узкой, зато звук выходит очень живой и насыщенный.
В качестве дополнительной подзвучки иногда используют пьезозвукосниматели (о них упоминалось в предыдущей статье) и специальные микрофоны и звукосниматели, устанавливаемые в резонаторное отверстие. Несмотря на то, что такие способы снятия звука используются в основном в живых выступлениях, такие микрофоны могут привнести нужный тембр в миксе с основной парой.

Да, для снятия звука с акустической гитарой используются в основном микрофоны с кардиоидной направленностью.

Электрогитара

Для записи электрогитары применяются как конденсаторные, так и динамические микрофоны. Но если среди конденсаторных микрофонов явного лидера выделить непросто, то среди динамических микрофонов безраздельно властвует Shure SM57:

Как гласит легенда, использовать данную модель начали после того, как во время больших студийных сессий обнаружился дефицит в относительно недорогих микрофонах. В качестве эксперимента решили попробовать "резервные" Shure. Каково же было удивление, когда они без проблем справились с поставленной перед ней задачей: частотный резонанс, в оригинале предназначенный под голос, идеально подошел для среднечастотного диапазона гитары. А кроме того, в SM57 обнаружился эффект компрессии на большом уровне громкости, что существенно упростило работу звукоинженера.
Итак, как же располагать микрофоны для записи электрогитары? Есть несколько способов.

Прямо в динамик (On-Axis)

Микрофон направлен точно в центр диффузора динамика. Такое расположение максимально подчеркивает высокие частоты. Подвигая микрофон ближе, мы получим увеличение выходного сигнала с динамика и присутствие низких частот, плюс сводится на "нет" акустика кабинета в общей звуковой картинке.
Если нужно меньше высоких частот и больше теплоты, можно отодвинуть микрофон к краю динамика параллельно полу. Небольшое изменение положения разительно меняет характер звука.

В динамик под наклоном (Off-Axis)

Обычно это положение позволяет добиться более мягкого, теплого звучания по сравнению с положением "прямо в динамик". Микрофон может даже немного смотреть в пол - пол (в особенности, если он деревянный) может поглощать низкие частоты (что в гитарном звуке лишнее, так как эту нишу занимают бас-гитары)

Спереди и сзади (Front and Rear)

Такой способ (нагляднее на картинке) позволяет получить очень любопытный звук, причем у каждого кабинета свой. К тому же, если передний микрофон подвинуть ближе к динамику, а задний - отодвинуть подальше, то можно получить своеобразный короткий дилей.

Не остались охваченными способы позиционирования микрофонов для записи вокала, фортепиано и ударных, но об этом как-нибудь в другой раз :)



  • 1
(Deleted comment)
Если акцент не делается на звуке, то смело можно брать Shure бюджетных серий (кстати, тот же SM57 подойдет), они достаточно универсальны.
Или нужен именно маленький микрофон, чтобы его на одежду вешать?

(Deleted comment)
Ну, на ebay такие микрофончики чуть ли не на развес продают) Вообще, практически не имел с ними дела, но говорят, Shure серии WL неплохие аппараты, на WL93 стоит обратить внимание.

А если акцент на звуке? Или лучше так, и на звуке тоже.

Ну, тут уже надо смотреть в сторону микрофонов специально под вокал заточенных, и желательно конденсаторных, плюс нужна специальная комната. Как раз хотели про это в ближайшее время написать, про запись вокала, так что ждите)

А почему звук электрогитары записывают с микрофона, а не напрямую со звукоснимателя?

А смысл со звукоснимателя брать звук?) Вся мякотка, весь гитарный саунд строится в тракте гитара-звукосниматель-примочки-усилитель-кабинет, зачем же обрезать половину тракта?)

как то не интуитивно что электронный инструмент записывается как акустический... Думаю примочки/усилитель не сложно симулировать процессором?

Электрогитара - инструмент совершенно не электронный, а очень даже аналоговый) Просто колебания в корпусе, вызываемые струнами, не резонируют в деке, как у акустических гитар, а снимаются электромагнитными звукоснимателями, вот и все отличие.
Примочки и усилитель симулировать конечно можно, причем сейчас эта область довольно далеко продвинулась, но вот симулировать кабинет - результаты пока не впечатляют, честно говоря.
Да и вообще, старая добрая лампа пока что делает гитарную электронику на "раз")

Возможно я сделаю тему для обсуждения о музыке и тогда просто выставлю ваш пост для обсуждения! журнал очень хороший! подумайте на какую острую и актуальную тему о музыке можно написать!

хорошо, что-нибудь обязательно придумаем!

группа Muse, например.)))

Да, для вокала остались неохваченными.)

  • 1