?

Log in

No account? Create an account
пауза

saturdayjam


Субботний джем

музыкальный блог


Previous Entry Share Next Entry
Как из семи нот получается мелодия?
пауза
saturdayjam


30.04.2013, вторник | Все мы с детства слышим разную музыку. И всё услышанное накладывает на нас свой отпечаток. По этим отпечаткам мы воспринимаем музыку в дальнейшем, что в свою очередь, порождает следующее завихрение в нашем подсознании. Вот такой вот перпетуум мобиле. К чему это я?

А к тому, что подобное восприятие обуславливает нас слышать и ощущать музыку в первую очередь как весёлую или грустную, или по-другому, как мажорную или минорную. При этом о теории такого восприятия мы как-то не задумываемся.



Так вот, восприятие музыки объясняется так называемой диатонической ладовой структурой, которая располагает звуки по ощущению возрастания их тона (частоты) через фиксированные интервалы (в дальнейшем ожидаемые нашим подсознанием). А возникла эта структура ещё в Древней Греции, у разных племён. Сами эти племена давно исчезли, а их названия сохранились и ныне обозначают музыкальные лады, которые образовались из племенных музыкально-подсознательных завихрений.

В какой-то момент возникла потребность взять какой-либо из ладов за основу и уже через него переопределить все остальные. Таким ладом исторически стал натуральный мажор или ионийский лад. Почему – а [цензура]Эйнтштейн его знает. Я вот думаю, наша музыка стала бы совсем иной, если б за такую основу был бы принят другой мажорный лад, например лидийский.

Теперь об интервалах.
Постулируем, что полутон — это минимальное расстояние между звуками в диатонических ладах, воспринимаемое нашим европейским слухом. На гитаре эти расстояния зафиксированы для каждого звука ладами-рейками. Т.е. звук, извлекаемый на струне, зажатой после конкретной рейки, отстоит от звука, извлекаемого на той же струне, зажатой до рейки на полтона выше. Отмечу, что на востоке (в частности индийцы) воспринимают звуки гораздо тоньше. Но, к сожалению, я не индиец.



Постулируем, что интервал октава разделяет два звука, воспринимаемые нами как одинаковые, но разные по высоте и заключает в себе 12 полутонов или 6 тонов. На гитаре звуки октавы соответственно отстоят на 12 ладов вдоль струны. И вот дальше начинаются те самые методические сложности, о которых я говорил во введении. Как ни пытайся разбить всё по таблицам – получается заумь, сносящая крышу. Однако, я попробую здесь эту крышу починить.

Итак. В диатонической системе выделяется 7 основных звуков, вокруг которых строится мелодия. По этим особым звукам (знакомым всем «до ре ми фа соль ля си») выстаивается 7 ладов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский.Чтобы обойти возню с нотами, я решил изобразить сразу всю диатонику в виде лестницы на полутоновой сетке. Ведь это – просто последовательность интервалов в тонах (т) и полутонах (пт)!

Все лады располагаются на одной общей диатонической лестнице. Ступени-звуки этой лестницы следуют в заданном порядке, одинаковыми ОКТАВНЫМИ периодами. А каждый лад в этой периодической системе имеет свой «сдвиг по фазе» и свою тонику (начало отсчета), что и показано на Рисунке 1.



Рисунок 1. Диатоническая система на полутоновой сетке



Звуки ионийского лада (натурального мажора) нумеруются в пределах его октавы от 1 до 7. Звук через октаву нумеруют цифрой 8 для текущей октавы и 1 – для следующей.

Теперь, чтобы переопределить все лады через ионийский, нужно ликвидировать вышеупомянутый «сдвиг», приведя начала всех ладов к тонике ионийского лада. Для этого переносим октавные паттерны ладов целиком по вертикали вниз к первой ступени.
Получаем следующую картину на Рисунке 2.



Рисунок 2. Приведение ладов к общей тонике и альтерация их ступеней


Теперь можно сравнить высоту расположения ступеней всех ладов с положением ступеней натурального мажора и выделить отличия. На рисунке 2 эти отличия показывают так называемые знаки альтерации – знаки понижения звука на 0,5 т (b – бемоль) и повышения на 0,5 т (# – диез). Например, в дорийском ладе, по сравнению с ионийским, понижены на полтона 3-я и 7-я ступени. Они обозначены на октавной вертикали дорийского лада как b3 и b7 соответственно.

Для большей наглядности лады разбивают на мажорные и минорные.

Мажорные лады – с мажорным трезвучием на ступенях 1-3-5 (б.3-м.3):
Ионийский со ступенями | 1| 2| 3| 4| 5| 6| 7|
Лидийский со ступенями | 1| 2| 3| #4| 5| 6| 7|
Миксолидийский со ступ. | 1| 2| 3| 4| 5| 6| b7|

Минорные лады – с минорным трезвучием на ступенях 1-b3-5 (м.3-б.3):
Эолийский со ступенями | 1| 2| b3| 4| 5| b6| b7|
Дорийский со ступенями | 1| 2| b3| 4| 5| 6| b7|
Фригийский со ступенями | 1| b2| b3| 4| 5| b6| b7|

Локрийский звучит почти как фригийский и используется крайне редко.

Теперь достаточно запомнить выделенные жирным шрифтом ступени, которыми отличаются лады от натурального мажора (ионийского лада) и минора (эолийского лада), соответственно.
Например: в дорийском ладе по сравнению с нат. минором повышена 6-я ступень.
Определившись с относительным расположением звуков в пределах октавы, нужно теперь задаться абсолютной системой отсчёта для записи музыки. Таким абсолютом являются ноты – любой диатонический лад записывается ими от своей абсолютной тоники без знаков альтерации.
Тонические ноты (1 ступень) и соответствующие им лады приведены в таблице 1.



Таблица 1.


При этом каждая чистая нота – это абсолютная тоника какого-либо лада и в тоже время – ступень натурального до-мажора, как следует из рисунка 1 (приставка «до» указывает тональность, в которой записывается музыка; «мажор/минор» указывает характер лада).

Ступени до-мажора
1
2
3
4
5
6
7
8
Ноты
до
ре
ми
фа
соль
ля
си
до
Буквы
C
D
E
F
G
A
B
C

Таблица 2


Теперь, применив альтерацию ступеней рисунка 2 к нотам, мы можем получить нотную запись диатонических ладов от любой ступени. В таблице 3 приведены ноты ладов от тоники С.



Таблица 3

Для определения нотного состава натурального мажора от другой тоники, сравниваем ионийский лад с абсолютным ладом этой тоники.

Например, для получения нот фа-мажора по таблице 1 определяем, что фа – абсолютная тоника лидийского лада. В лидийском ладе, в отличие от ионийского, повышена четвёртая ступень, которую надо понизить, чтобы получить ионийский (см. рис. 2). В фа-лидийском на четвёртой ступени (фа, соль, ля, си…) нота си B, и фа-мажор, следовательно, имеет в своем составе одну альтерированную ноту си-бемоль (F,G,A,bB,C,D,E). Остальные ноты фа-мажора чистые, т.к. фа-лидийский записывается чистыми. Видите, как всё просто!

Если нужно определить состав мажора от альтерированной ноты, то повышаем или понижаем все звуки мажора от чистой ноты на полтона. Таким образом, получим, что в фа-диез мажоре си-бемоль превращается в си, а остальные звуки – с диезами (#F,#G,#A,B,#C,#D,#E).

Для определения нотного состава натурального минора от другой тоники, сравниваем эолийский лад с абсолютным ладом этой тоники.

Например, для ми-минора: ми – абсолютная тоника фригийского лада, который отличается от эолийского пониженной второй ступенью, которую надо повысить, чтобы получить эолийский. В ми-фригийском вторая ступень фа, и ми-минор, следовательно, имеет в составе одну альтерированную ноту фа-диез (E,#F,G,A,B,C,D).
Вот так! И никаких дурацких квинтовых кругов нам нафиг не надо!

Теперь мы с чистой совестью можем заняться аккордами. Но уже в следующий раз.

Предыдущая статья: введение в теорию музыки.

© Klitz


  • 1
Нужной проблемой занялись, но думаю этот урок усвоит 1 из 100. Дистанционно такой подход не работает, к сожалению. Рад бы ошибаться:)

Поймет тот, кто в реальности уже сталкивался и пробовал. Те, кто впервые прочитает такой материал здесь, скорее всего заинтересуются, но далеко не пойдут искать истины. Но saturdayjam - молодец. Это не простой материал, и объяснять его надо. Другое дело в том, что он на любителя

Я бы сказал, что он не на любителя, а на человека, который реально обуреваем желанием постичь все премудрости и тонкости игры на гитаре, т.е. на фаната. Именно такого материала, например, мне не хватало в первой половине 70-х. До всего приходилось доходить или самому, или с помощью старших, более изощрённых в этом деле, друганов:) Во всех учреждениях обучали исключительно классической гитаре, увы. Поэтому понадобилось больше времени для освоения ритм-, бас- и соло-гитары. Ныне этот процесс был бы гораздо продуктивнее:)

я докопался до этого самостоятельно, благодаря интернету. у вас в то время его не было, и информация передавалась намного дольше.
Хотя... далеко в этих премудростях я не шагнул, потому что не было у меня толкового наставника. Самоучка я. Может больше, чем другие самоучки постигший, но самоучка...

Тогда было другое время: если ты не служил в СА и не умел играть на гитаре "шизгару" - за нормального пацана тебя никто не считал, был "ущербным" на голову. В первую очередь - для дэвушэк:))

Не соглашусь :)). Я не служил в СА и до сих пор не играю на гитаре. С девушками и тогда и сейчас проблем не было и нет :))

Ты случаем, товарисч, не из Иванова:)?

Нет, просто всегда было все хорошо с самооценкой ;))

Это не может не радовать:)

Может это и правда. Но я буду рад, если хотя бы один из ста прочитавших заинтересуется, разберёт самостоятельно несколько примеров, и поймёт, что теория - это не скучно и занудно, а наоборот - увлекательно и полезно!

Я уже здесь товарищу говорил: мне бы такой "самоучитель" да в первой половине 70-х:))

На самом деле вся эта ладовая теория очень позволяет уразнообразить музыку. Я раз читал статью Сатриани на эту тему (а он великий экспериментатор с ладами), а потом прослушал все те его композиции, о которых он рассказывал в статье. И все стало наглядно и понятно. Это я для тех говорю, кто может подумать "а зачем все эти фригийские да миксолидийские лады?"

И всё-таки, я отстаиваю идею квинтового круга - он объясняет существование всех тональностей, а не только "избранных".

Да кто же спорит!
Проблема в том, что квинтовый круг дает нам представление исключительно о натуральных ладах и, имхо, очень неудобен на практике.
На самом деле, квинтовый круг можно получить и по моему способу:
1. От ноты до смещаемся на квинту вверх к соль и определяем знаки соль-мажора;
2. Соль - абсолютная тоника миксолидийского лада, который отличается от нат. мажора пониженной седьмой ступенью (фа), следовательно в соль-мажоре имеем один знак фа-диез;
3. Далее от фа на квинту вверх - нота ре. Следовательно, в ре-мажоре по аналогии с п.2 повышена еще седьмая ступень до, и получаем знаки фа-диез и до-диез;
4. И так далее, двигаясь вверх по квинтам, каждый раз повышаем новую седьмую ступень, доходя до фа-диез-мажора;
5. Аналогично можно двигаться по квинтам вниз от до, получая все бемольные тональности понижением 4-й ступени лидийского лада.

Edited at 2013-05-01 02:44 pm (UTC)

А чем неудобен кварто-квинтовый круг на практике? Это же чисто теоретическая понятийная основа...

Ну, это же одно и тоже! А для теоретика, вроде меня, это самое удобное.

доступно однако, вот если бы мне так сольфеджию перподали...

очень все ладно написано.
но вы уверены, что это понятно для тех, кто не посвящен в музыку?

Ну, блог всё-таки музыкальный, поэтому будем надеяться, что статья попадёт по целевой аудитории)

А для тех, кто всё-таки не посвящён, надеемся, это станет стимулом заинтересоваться, разобраться и приобщиться.

к сожалению слишком мудрёно написано и много непонятных и скучных терминов. устал читать где-то в первой трети текста.

Ступени в ладах. Дополнение

Правило определения альтерированных ступеней можно расширить, распространив его на все лады:
Для определения нотного состава ЛЮБОГО лада от любой заданной тоники, отличной от до, сравниваем ЭТОТ лад с абсолютным ладом заданной тоники.

Например, определяем ступени ля-лидийского лада: ля - абс. тоника эолийского лада, который отличается от лидийского пониженными b3, b6 и b7 ступенями и 4 ступенью вместо #4; все эти ступени необходимо повысить на полтона, чтобы получить лидийский лад; считая ступени от ноты ля, получаем 3 - до-диез, #4 - ре-диез, 6 - фа-диез, 7 - соль-диез; остальные ноты ля-лидийского лада (ля, си, ми) чистые (неальтерированные).
Специально выбрал пример по-сложнее, чтоб было лучше видно как альтерация ступеней работает.

Спасибо) Давно хотела разобраться в этих ладах)Странно (и даже стыдно)), но про Локрийский то ли забыла, то ли и не знала... Интересно,но в системе начального музыкального образования в США столкнулась с тем, что дети в начале урока по фортепиано разыгрываются не мажорными и минорными гаммами,как это принято в России, а приносят от данного конкретного звука исполнение всех перечисленных Вами ладов двумя руками через всю клавиатуру! Я была потрясена воспитанием такой слуховой базы! В России эти лады проходят, в основном, чисто теоретически...и, насколько я помню ШКОЛЬНУЮ теорию,- их там нет.... знакомство с ними происходит ужЕ в училище...Интересный вопрос по многим направлениям))

Во-во! Это именно то, что я имею в виду! Таким образом усваивается вся система целиком.
А в российских ДМШ лады действительно идут факультативом, при этом их насильно вырывают из контекста диатоники и взаимосвязь с натуральными мажорными и минорными ладами полностью теряется из виду. Ученик путается и думает: а нафиг это надо, после чего благополучно всё забывает. Со мной так и произошло. Пришлось самостоятельно приводить свои знания в порядок. Между тем, лады очень активно используют многие композиторы, как эстрадные, так и классические. Среди них наши Римский-Корсаков, Балакирев, Шостакович; за бугром это Стравинский, Гершвин... Простейший пример из поп-музыки - музыкальная заставка к сериалу Симпсоны написана в лидийском ладу :)
На мой взгляд, дело еще и в несовершенстве нотной системы записи музыки. По знакам при ключе используемый лад определить невозможно. Можно только узнать энгармонически равный ему натуральный лад (т.е. нат. лад с теми же знаками альтерации, что и в используемом). А тонику приходится улавливать на слух, и только потом догадываться, что же именно звучит. Вот такая печаль ((.

Edited at 2013-05-28 03:18 pm (UTC)

пытаюсь разобраться со статьей и понимаю, что я ничего не понимаю %) или почти ничего

посему не очень хотелось бы засирать комментарии тупняковыми вопросами... в связи вопрос, а есть ли возможность максимально упростить вообще эту статью? например разбить ее на части, сделать подобие инфографики, нарисовать гитару, указать на ней наглядные пример, рассказать все на пальцах, т.е. сделать ее более доступной для рядового читателя?

Есть такой известный анекдот.

Учитель говорит другому учителю:
— Ну и класс мне попался тупой! Объясняю теорему — не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают...

Это к чему. Подумаем)

  • 1