музыкальный альманах (saturdayjam) wrote,
музыкальный альманах
saturdayjam

Category:

Британское вторжение: секс, наркотики и Роллинг Стоунс



12.07.2013, пятница | В нынешнем релизе рубрики мне бы хотелось немного очертить систему координат 60-х и взглянуть на контекст скрытых, не всегда очевидных процессов, происходящих в околомузыкальной среде. Основными осями этой музыкально-исторической карты событий будет, ни что иное, как знаменитая триада Sex, Drugs, Rock&Roll, до сих пор опутанная соблазняющей аурой бунтарства и свободы от предрассудков. Согласитесь, разве можно говорить о 60-х, не коснувшись темы сексуальности и наркозависимости?! Без этого, ну совсем никуда! Однако акцент постараемся сделать всё-таки на сексуальности. И, несмотря на то, что главными героями этого размышления будут легендарные, культовые и непревзойдённые The Rolling Stones, речь пойдёт больше о явлениях социального характера — молодёжных субкультурах и тех трендах, которые их формируют: моде, музыке и гендерных стереотипах.



Музыкальный критик, журналист и писатель Андрей Горохов, к мнению которого мы уже много раз обращались, без колебаний определяет рок как разновидность поп-музыки и утверждает, что это, прежде всего, явление социальное:

"Рок, вообще-то говоря, — разновидность поп-музыки, ведь главное для попа — это самоидентификация слушателя с песней, уверенность, что песня обращается непосредственно к нему. Поп эротичен, манерен, провокационен. И Элвис Пресли — это поп, и The Beatles, и АВВА, и Black Sabbath, и The Clash. … Поп-музыка — прежде всего, социальное явление. Собственно, музыка занимает в нём довольно незначительное место: грубо говоря, подростки живут под свою музыку, что-то чувствуют, надеются, ненавидят, делят себя на своих и чужих в зависимости от стиля музыки, даже часто её слушают, но они её не слышат. В равной степени это относится и к гитарному скрежету, и к задушевным песням, и к звукам, извлеченным из ритм-машины и синтезатора. И то, и другое, и третье — часть молодёжной культуры".
С этим сложно не согласиться, ведь по сути, все жанры популярной музыки предлагают свою систему ценностей. В рок-музыке преобладают мысли о свободе, в поп-жанре принято во главу угла ставить любовные переживания, а в хип-хопе демонстрировать собственный авторитет и успешность. При этом каждый жанр диктует свои поведенческие стереотипы, в том числе и гендерные, свою моду и сленг и в итоге формируется субкультура, имеющая свою особую идентичность.

В 50-70е годы в Европе и США происходил расцвет молодёжного движения. Вокруг музыкальных стилей сформировались многочисленные субкультуры, и мир начал стремительно дробиться на части. Появление и развитие рок-музыки стало катализатором этого процесса.

Выражение собственной сексуальности всегда было важной составляющей рок-культуры. Элвис Пресли — ключевая фигура на этапе появления рокабилли и впоследствии рок-музыки, к примеру, всегда имел нарочито сексуальный образ, активно массированный медиа. Интересно, что СМИ, представленные авторами- мужчинами, особенно активно превозносили Элвиса, писали о нём как о "мужском божестве", центральной составляющей привлекательности которого было выражение необузданной маскулинной сексуальности.



После Элвиса Пресли, с развитием рок-музыки появились многочисленные субкультуры, каждая из которых несла в себе особые стереотипы сексуальности. Наиболее характерными и интересными мне представляются две противопоставляемые друг другу культуры «teeny bop» и «cock rock», отождествляемые с самыми культовыми группами 20 века: The Beatles и The Rolling Stones.

Термин «teeny bop» появился в медиа в 1950 году для описания девочек-тинэйджеров, которые увлеченно следовали молодёжным музыкальным трендам, моде и другим элементам культуры, которую диктовала поп- и рок-музыка. Изначально, этот термин был связан с фемининной природой, а с развитием рок-культуры в 60-е годы приобрёл музыкальное значение и стал ассоциироваться с популярными песнями, сочетающими в себе элементы поп-баллады и лёгкого рока. Появление The Beatles окончательно сформировало образ «teeny bop» кумира — им стал симпатичный, скромный парень, живущий по соседству, безнадёжный романтик с разбитым сердцем:



Эти милые мальчики были абсолютными лапочками: они только представляли, что целуют свою возлюбленную, и лишь надеялись, что их мечты когда-то станут реальностью. Так создавался образ меланхоличных мечтателей, а музыкальный стиль стал постепенно ассоциировался с мелодичными песнями о трогательной и печальной любви в духе «сопли с сахаром». Репрезентация маскулинной природы в «teeny bop» субкультуре, что и говорить, несла в себе только намеки на сексуальные отношения.

При этом представители звукозаписывающей индустрии, средств массовой информации и других сфер бизнеса рассматривали аудиторию «Лолит» teenybop-формата как вполне сформированную и очень перспективную рыночную нишу. Это была одна из самых высоко производительных форм молодежной культуры, которая создавала спрос на музыкальные записи, модную одежду, аксессуары, и конечно же журналы. Журналы были очень важным проводником идеологии “teeny bop”в стройные ряды прекрасных девушек нежного возраста. Они всячески культивировали идеализированные представления о любви и браке, были напичканы постерами поп- и рок-кумиров, историями о счастливой любви, тестами и прочей девчачьей ерундой. Всё это способствовали восприятию брака как главной цели женщины и критерия оценки её успеха в жизни.

Неудивительно, что 50-е годы считаются временем «культа дома» среди американских женщин. Роль хранительницы домашнего очага — матери, а также патерналистская роль отца — добытчика, зарабатывающего деньги, стали нормой. Наряду с телешоу и рекламой музыка в формате «teeny bop», несла в себе эти традиционные гендерные представления и, в итоге, 50-е стали ностальгическим возвращением к Викторианскому культу домашнего очага. Сегодня нам остаётся только глубоко и меланхолично вздыхать, предаваясь ностальгии по образами прелестных домохозяек, сошедших со страниц глянца 50-х…

Появление и стремительно распространившаяся популярность The Beatles в 60-е годы значительно обогатило культуру «teenybop», и, несмотря на то, что битлы были все ещё в традициях «teenybop» — симпатичные мальчики с высшим образованием в идеально сидящих костюмах, поющие про настоящую любовь —субкультура начала отмирать. Двойные стандарты гендерных стереотипов становились всё более и более очевидными. И кроме этого, рок-музыка по мере своего развития стала всё больше и больше выделяться и отличаться от идеалов Американской мечты и принципов массовой культуры. Как альтернатива культуре «teeny bop», в конце 60х появился новый стиль и новая субкультура — Его Величество “cock rock”. Под этим вполне говорящим названием стал развиваться маскулинный рок. Во главе этой бунтарско-петушиной когорты стояли не только Мик Джаггер и его верная команда, но и, безусловно, Led Zeppelin, The Who, The Doors. Участники этих рок-групп и особенно их солисты сформировали новый образ кумира, для которого было свойственно агрессивное выражение маскулинной сексуальности и абсолютная свобода в отношениях с противоположным полом.

Интересно, что термин «cock rock» впервые появился не в музыкальных медиа, а в нью-йоркском подпольном журнале «Rat Subterranean News» в 1970 году, большое влияние на идеологию которого оказало активно распространявшееся в 70-е годы феминистское движение.

Чтобы насладиться всеми деталями и атрибутами нового, брутального мужского образа проследим за процессом его формированием на примере неотразимых The Rolling Stones!



Надо сказать, что появление группы в 1962 году и её стремительно разнёсшаяся по миру популярность были одним из самых ярких моментов так называемого «британского вторжения». Этим словосочетанием критики описывали музыкальное явление, середины — второй половины шестидесятых, когда британская рок-музыка начала доминировать как в национальных, так и в международных, в основном, американских чартах.

Выход дебютной пластинки The Rolling Stones сопровождался совершенно беспрецедентной волной истерии и эйфории, которая захлестнула сначала Великобританию, а затем Европу и Америку… Это были самые настоящие, безумные 60-е, это был самый настоящий Rock’n’Roll! Практически на всех концертах RS, обезумевшие от драйва подростки устраивали драки и дебоши, но самым буйным шоу в истории английского рок-н-ролла, пожалуй, остаётся концерт группы в зале Winter Gardens Blackpool, во время которого фанаты начали крушить светильники, сломали рояль Steinway и устроили свалку, в результате чего около полусотни человек залечивали раны в больнице. Случалось, что в первые же минуты после появления музыкантов на сцене. Эмоции накалялись до такой степени, что концерты приходилось прерывать.

Но, не будем забегать вперёд — имидж брутальных самцов сложился далеко не сразу. Когда музыканты ещё только начинали записывать свои песни и могли спокойно выходить из дома, не продираясь при этом через толпы ревущих девиц, это были вполне приличные, очень даже благонадёжные с виду юноши. На тот момент менеджером группы был Джорджио Гомельски, которого, очевидно, отнюдь не волновало то, что мальчики сильно смахивают на The Beatles. Предлагаю убедиться своими глазами! Молодые, да что там, совсем ещё зелёные роллинги рассказывают о том, как много и напряжённо они работают и поют один из первых хитов “Little Red Rooster”, признаваясь в том, что они всего лишь “маленькие красные петушки”, сбежавшие с фермы дядюшки:



Этот трек очень хорошо демонстрирует тот факт, что с музыкальной точки зрения, творчество The Rolling Stones берёт своё начало в ритм-н-блюзе. Но сегодня не об этом. В 1963 году на смену Гомельски пришел Эндрю Олдхэм. Он-то и решил добавить немного перца, создать “грязный” имидж в пику “чистеньким” The Beatles и дал импульс к созданию нового образа мужской сексуальности. Новый имидж стал проявляться к тому моменту, когда группа выпустила пластинку December’s Children в США и Out of Our Heads в Британии, в 1965 году. Два главных хита того времени — это “She Said Yeah” и «Get Off My Сloud», которые группа исполняет и по сей день:



Здесь (я уверена, девушки меня поймут) мы уже можем по крайней мере любоваться узкими полосатыми штанами Джаггера!

Следующим знаковым событием стала знаменитая «I Can’t Get No Satisfaction» — один из главных саундтреков к 1965 году. Гитарный рифф, позже признанный классическим, свидетельствовал о том, что Rolling Stones постепенно отходили от традиционного блюза и выходили на свой собственный музыкальный путь. Сингл продержался на вершине американских чартов 4 недели. И тут уже можно смело говорить о том, что образ сложился, а концентрация тестостерона достигает самых максимальных отметок: облигающие трико, до пояса обнажённые торсы, демонстрация волосатой груди, неистовые танцы и появление обезумевших фанатов на сцене, прыжки и ритуальные потряхивания длинными запутанными волосами — все это уже самый настоящий «cock rock».



И здесь опять хочется вспомнить Андрея Горохова:

«Рок откровенно любуется своими бицепсами, высокой потенцией, обнажённой мускулистой грудью, красивыми волосами, демоническими глазами и загорелыми скулами (всё это — следствия повышенного содержания мужского гормона тестостерона)».
Аминь.

Женщина в системе ценностей “cock rock” изображается в качестве объекта сексуального желания или в качестве угрозы ограничения свободы мужчины, что особенно чётко проявляется в текстах песен представителей маскулинного рока, из которых также следует отношение подчинения женщины мужчине. С музыкальной точки зрения мужественность тоже активно заявляла о себе. Во-первых, в конце 60-х музыка стала более тяжелой, громкой и ритмичной, по сравнению с мягкими мелодичными балладами в стиле «teenybop». Во-вторых, на лицо физиологичность ритмов и виртуозность игры на гитаре — в ней проявляются, пожалуй, самые ценные составляющие маскулинной силы — мастерство музыканта и его харизма.

Однако, в 1966 году The Rolling Stones несколько погружаются в психоделические настроения и выходит пластинка Aftermath. Здесь было немало интересных экспериментов, на которые стоит обратить внимание. Например, солирующий ситар в «Paint It Black»:



В следующем году скандальный имидж музыкантов проявляется сразу в двух эпизодах: сначала Джаггеру приходится как можно менее внятно исполнить «Let’s Spend the Night Together», чтобы избежать запрета песни на Би-би-си, а затем Джаггера, Ричардса и Джонса арестовывают за хранение наркотиков. Все трое получили условные сроки, но группе пришлось временно выйти из фокуса общественного внимания, так что знаменитое «Лето Любви 67-го года» проходит мимо них.



К началу 1968 группа уже окончательно находит свой звук — Кит Ричардс начинает использовать открытый настрой, благодаря чему звучание становится гуще и тяжелее. И это уже скорее рок’н’ролл чем ритм’н’блюз. Ну взять хотя бы «Jumpin' Jack Flash».

В следующие несколько лет участники группы продолжают чётко следовать идеологии Sex, Drugs, Rock’n’Roll и поддерживать имидж крутых парней: Джаггер женится на никарагуанской модели Бьянке, Брайн Джонс самоустраняется от работы из-за запущенных проблем с наркозависимостью, и выходит новый, шедевральный альбом — Beggars Banquet. Увлечённый своей сногсшибательной пассией, Джаггер на время уступает музыкальное лидерство Ричардсу, который вкладывает максимум своего видения в альбом Sticky Fingers. Вскоре после выхода пластинки группа, спасаясь от уплаты налогов, спешно перебирается во Францию, где записывает двойник Exile on Main St., ознаменовавший, как считают специалисты, пик в её творческом развитии. Затем наметился кризис: Джаггер увлекся ролью героя светских тусовок, Ричардс начал погружаться в омут наркозависимости. Это не помешало альбому Goats Head Soup стать сенсацией, хотя главный хит с этого альбома — полуакустическую балладу «Angie» (5ое место в UK Charts и 1ое в США) — довольно холодно встретили давние поклонники группы. Я, например, очень люблю эту несвойственную для бодрых роллингов балладу:



В 1972 году группа отправилась в американское турне, которое обещало быть грандиозным и по масштабу событий и по накалу эмоций. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что на разогреве у группы выступал ни больше ни меньше Стиви Уандер, который к тому времени уже успел стать звездой первой величины. Эти грандиозные гастроли были задокументированы в фильме знаменитого режиссера и фотографа Роберта Франка с говорящим названием «Cocksucker Blues». Название, кстати, было взято из скандальной песни группы, написанной от лица гомосексуалиста-проститутки. Этот документальная лента, снятая в духе эстетики cinéma vérité запечатлела музыкантов, их жен и подружек на концертах, в дороге, в моменты эротических сцен, ссор, во время приема наркотиков. Рекомендуем эту картину всем, кто неравнодушен к традиционной триаде рок’н’рольщиков и к творчеству группы в частности.

Далее последовали многочисленные рекорды и награды, мировые турне и все новые и новые скандальные истории, закрученные вокруг наркотиков и секса.
В 2002 группа провела широко разрекламированный greatest-hits-тур, за которым последовал концертный альбом Live Licks (2004) и студийная пластинка A Bigger Bang, которая продемонстрировала удивительный факт – Rolling Stones все так же круты и органичны в своей музыке, как и всегда. Масштабное мировое турне зацепило и нашу Рашу концертом на Дворцовой площади.



Помните эту веселую историю? Первый анонсированный в Петербурге концерт был отменён из-за того, что Кит Ричардс сильно стукнулся головой, упав с кокосовой пальмы на Фиджи — тогда всем честно вернули деньги. Через год концерт всё-таки состоялся, и это было грандиозно… Я, как это часто со мной случается, страдала летней ангиной в больнице Боткина, из которой сбежала со справкой а-ля «под собственную ответственность» и задокументированным подтверждением того, что исколотые в пух и прах вены — это результат капельниц, а не злоупотребления сильнодействующими. Было так чертовски приятно тыкать всех охранников носом в эту справку и пробегать очередной пункт контроля, стремясь прикоснуться к легенде, но это уже совсем другая история. Давайте лучше насладимся парочкой треков с этого альбома:



приглашённый гость

Статья подготовлена арт-критиком Ульяной Маленькой, основателем аудиобрендингового агентства SoundID, специально для Субботнего джема

Tags: rolling stones, sex-drugs-rock'n'roll, u
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

Recent Posts from This Journal